vepdui: (Default)
Финно-угорские топонимисты изучили карты. И нашли в России майданы - в финно-тюркском Поволжье.

Майдан - теперь, пожалуй, самое главное слово, ассоциируемое с Украиной в последние два месяца. Майдан сейчас это такое имя Украины. Говорим Майдан, подразумеваем "Украина" - как страна, как политическая конфигурация, как концепт
.

LuhMajdan

Майдан и связанные с ним процедуры волеизъявления, принятия решения и самоорганизации граждан может стать новой формой политического процесса.
Украинские политики и активисты, причастные к произошедшей революции Майдана, говорят, что Майдан неминуемо стал фактором украинской политики, делающим невозможным принятие важнейших политических решений только в стенах парламента или правительства, майдан включает слабоструктурированную площадь, улицу, в сферу политических решений.

Майдан сегодня это такой сложный способ поставить вече рядом с органом представительной демократии и заставить непрямую демократию отчитываться, хоть и в такой примитивной форме, перед демократией прямой.

Интересно само слово "майдан". По одной из версий, "майдан" - слово арабского происхождения, изначально обозначающее открытое место для торговли, торговую площадь. Из арабского языка слово проникло в персидский, а оттуда в тюркские языки, через которых слово в итоге попало в восточнославянские языки. В том же самом смысле, что и в украинском, слово использовалось в говорах южной России, в языке других частей русскоязычного ареала "майдан" использовался в других значениях: как просека в лесу, как смолокурня, ну а в говоре помор таким словом называется котомка для переноса рыбы.

Тем не менее, и в России есть свой майдан, точнее, в свои майданы. И большая их часть расположена в финно-угорских регионах - Марий Эл, Мордовия, Нижегородская область, Пермский край.
Если посмотреть на карту распространения майданных топонимов, то активными на ней будут украинские регионы и финно-угорские регионы России. Это такая странная условная ниточка, соединяющая украинцев и финно-угров. Таких нитей очень немного. Другая такая, очень своеобразная, нить - это чемерисы и их наследие в Украине.

Другая связь - это традиция народовластия и общинной демократии. Вдали от метрополии власть была распределена между уездным управлением (чужим, колониальным) и местными сельскими общинами.
Может быть, эту сельскую традицию общинной демократии и тянут за собой в центр столичного Киева эти "селяне" из Западной и Центральной Украины, являющиеся мотором майданного протеста.

Посмотрим на наш Майдан.

1. деревня Майдан Юринского района Республики Марий Эл
На территории деревни расположено Майданское селище, стоянки времен мезолита, а также каменного и бронзового веков. Как свидетельствуют материалы археологических раскопок в том числе с Майданского селища, в 5-7 веках нашей эры здесь, в Юринском районе жили древние мари.
2. посёлок Лухменский Майдан Инсарского района Республики Мордовия
В деревне проживает около 300 жителей. Поселение возникло в последней трети 17 века при строительстве Инсарской засечной черты и Лухменского острога. Про Лух-Майдан есть отдельная статья в русской Википедии, в деревне действует школа, которая дважды за последние годы, в 2006 и 2009 годах, становилась победителем премии на грант главы Инсарского района Республики Мордовия.
3. деревня Майдан Кстовского района Нижегородской области
На территории деревни находится селище 17-18 веков, внесённое в реестр памятников истории и культуры.
4. село Майдан Верхнеуслонского района Республики Татарстан
В Майдане проживает 560 человек. Рельеф местности образуют глубокие овраги. В этом селе в 1786 году была построена Спасо-Преображенская церковь, от которой до наших дней сохранилась только колокольня. Колокольню в псевдорусском стиле проектировал казанский архитектор Ф. Н. Малиновский.
В интернете мне удалось найти небольшой краеведческий обзор истории села Майдан. Я прикрепил его к тексту - если заинтересуетесь, обязательно скачайте и почитайте.
Привожу выдержку:

Слово «майдан» многозначное.  Означает  «пространство», «площадь», «арена», «манеж». Вот что написано  о нем в «Казанском ретро – лексиконе»: «Слово  удивительное …   Имеется множество населенных пунктов с таким названием. Известны «майданки»- раскрашенные деревянные игрушки из одноименного села в Нижегородской области».

В  татарском языке известно выражение  «майдан тоту», что означает заниматься  чем – либо, стоять на своем, удерживать пространство, оказывать довлеющее влияние, побеждать, захватывать и т.д.

Откуда же у  исконно русского села, такое название?

Существует предание, что жители села являются потомками сосланных некогда Петром I за неповиновение стрельцов-бунтарей. Об этом жители села Майдан заявляют не без гордости. А в качестве доказательства  широким жестом указывают на свою деревню. Мол, смотрите, как она неудачно, непродуманно расположена, в совершенно непригодном для земледелия месте. Настоящие крестьяне наверняка выбрали бы другую территорию – поровнее да поудобнее. А стрельцы были люди стремительного нрава, свободные от предрассудков, в какой-то степени бесшабашные и непрактичные, про таких говорят: рубаха – парень. Наказал их Петр за бунт стрелецкий, сослал с семьями в глухую российскую глубинку. Прибыли они в лесную глухомань, даже толком не оглядевшись, остановились и решили здесь жить. Им было все равно, что кругом поросшие лесом овраги да холмы. Главное есть река. Недолго  думая, выкорчевали лес и заложили деревню, назвав ее коротко и звонко Майдан. Значит площадь. Площадь на холмах, освобожденных от леса.

А может, стрельцы специально выбрали такое ветреное место? Дело в том, что до революции в Майдане существовало   9 ветряных мельниц. Сейчас, конечно, ни одной не сохранилось.

В качестве еще одного доказательства своего родства со столичным стрелецким племенем нынешние жители Майдан называют… свой отличный от всех остальных акающий московский говор. И в самом деле, акают будь здоров. В отличие, например, от жителей соседнего, всего в пяти километрах расположенного села Ямбулатово, которые исключительно окают.

До сих пор жителей Майдана кое-кто из соседних деревень еще и называют «обожженными оглоблями». В шутку, наверное. Но почему так странно – уже почти никто не помнит. Но вот что рассказала Анна Ивановна Баймишева (самый главный в Майдане знаток местной истории и легенд).

В былые дореволюционные времена Майдан часто и сильно горел. Еще бы ему не гореть при таком ветре. Один из самых сильных пожаров приключился в селе в июне 1895 года. И вот после этого пожара некий мужик запряг лошадь и отправился собирать милость по окрестным деревням. А оглобли были обожженные. Долго он ездил, люди, издали завидев его повозку, говорили меж собой, мол, вон едут погорельцы, обожженные оглобли из Майдана. Так прозвище и приклеилось.

Uralistica.com


vepdui: (Default)
Финно-угорские традиционные культуры буквально пропитаны темой смерти. Где-то глубоко в подсознании ученых финнов и эстонцев это всё есть.

Наличие в сыворотке крови определенных маркеров свидетельствует о риске умереть в течение ближайших 5 лет, установила группа ученых из Финляндии и Эстонии, сообщает YLE.


b67dd5e04a00a7d1ec3b5d4dd62c6198d5250709
Иллюстрация beforeitsnews.com

Связь маркеров со смертностью сохраняется при том, что в исследовании учитывались и другие общие факторы риска, такие как, например, нездоровый образ жизни. Ученые верят, что результаты исследования могут быть использованы для того, чтобы своевременно направить людей на лечение.

О находке финских и эстонских ученых первым рассказал медицинский журнал Plos Medicine.

Yle.fi

vepdui: (Default)
Оригинал взят у [livejournal.com profile] ryadovoi_shnur в Эрзянский рок-фолк
Вашему вниманию, на мой взгляд, крайне любопытный проект.

Рок-фолк проект на эрзянском языке от участников фолк-коллектива "Торама".
До сего момента такого еще не было!
Как рассказал мне участник проекта - сейчас идет процесс студийной записи нескольких треков.



На рок-фестивале Взгляд вперед . Саранск, 2014

P.S. от Деда Вепдюя: Энергичный национальный рок. Надеюсь, с его распространением доля отстойной русскоязычной попсы в Мордовии начнет сокращаться. И эрзяне-мокшане, и русские имеют право на настоящую музыку.

vepdui: (Default)
"Это ваша нация исчезает с лица земли, а украинская только начинает свой исторический путь. Это вы потеряли свою государственность, а украинцы лишь закрепили ее на международной арене. Это вы не имеете ни одного чувашского детского сада или школы, тогда как у украинцев уже построена целая система образования на украинском языке. Это ваш язык вымирает, а украинский возрождается. В конце концов, это вы молчаливая рабочая сила для Москвы, а украинцы живут и работают для своей собственной страны и для своего народа. Это вас скоро не станет. Просто откройте глаза и сравните свое положение и их".

WM9Mh12h1NY
Фото repor.to

via [livejournal.com profile] syltam_havat

Интересно, что многие чуваши, глядя на сложившуюся в Украине обстановку, начинают мыслить примерно в таком формате: «проклятые хохлы, ну все ведь у них есть: свое собственное государство, возможность получать образование на украинском языке, и многое другое, чего нет у нас. Еще и Россиюшку - матушку ненавидят. Зажрались, нелюди».

Во первых, необходимо понять одну очень важную вещь. Для творящих революцию украинцев, мы с вами, жители Чувашии: чуваши, татары, марийцы и т.д., как и все жители других республик и все народы, в том числе и русские, не воспринимаемся как враги. Их агрессия направлена исключительно против уже бывшего президента Януковича, и империалистической Москвы. Они не воспринимают как врага и саму Россию и ее народ, они ей сочувствуют. И даже с русскими, ассимилировавшими в свое время не мало украинцев, они вступают в союз. То есть, их агрессия вас не затрагивает абсолютно никак.

Во вторых, их требования передать часть властных полномочий верховной раде, урезав тем самым полномочия президента, отмена ограничивающих свободу законов и т.д., это вполне здоровые и естественные требования народа, которые путем мирных протестов услышаны не были, и потому перешли в полномасштабные боевые столкновения.

По сути, вся разница между украинцами, и, к примеру, нами, только в разной степени решимости отстаивать свои права. Наша решимость не заходит дальше осторожных комментариев под левыми аккаунтами в соц. сетях. Тогда как решимость украинцев достигла того уровня, когда за свободу Украины начинают бороться не только этнические украинцы, но еще и представители других национальностей. От чеченцев, до тех же русских, которые, казалось бы, должны были ненавидеть друг друга, но здесь они стоят плечем к плечу, и это факт. Суть в том, что украинская революция, это не революция украинского народа, это революция украинской политической нации, которая включает в себя множество народностей, каждая со своей культурой, которые прекрасно понимают, что сохранить себя, они смогут только в государстве, с европейским подходом к их правам и свободам, и вне влияния унифицирующей империи. Можно сказать, что это настоящий переход от эпохи империй, к эпохе национальных государств. К современной эпохе, в которую весь цивилизованный мир уже давно вступил.

Таким образом, украинцы сейчас всей страной (за исключением юго – востока страны, который всегда находился под влиянием Москвы) строят свою нацию. Мы с вами наблюдаем закономерный этап украинского нацбилдинга, и относиться к этому нужно спокойно, с уважением. Свобода украинцев не принесет нам абсолютно никаких проблем.

Однако, оценив реакции некоторых людей, я сделал вывод, что ими движет обыкновенная зависть. Настоящая черная чувашская зависть за то, что у украинцев теперь появится свое свободное национальное государство с народным правительством, что украинский язык теперь осовной на государственном уровне и в СМИ, и теперь его существованию больше ничто не будет угрожать, что их нация больше не будет безропотно стираться с лица земли, а вступает в период своего расцвета и явления всему миру. Вы смотрите на них, и злитесь, а отчего, и сами толком понять не можете. Вы подсознательно ищете нелепые оправдания возникающим у вас, глядя на происходящее, вопросам к правительству. Говорите, что «они стоят на краю пропасти». Вы просто боитесь осознать, что на самом деле, на краю пропасти сейчас, стоите именно вы, а не украинцы. Это ваша нация стирается с лица земли, а украинская только начинает свой исторический путь. Это вы потеряли свою государственность, а украинцы лишь закрепили ее на международной арене. Это вы не имеете ни одного чувашского детского сада или школы, тогда как у украинцев уже построена целая система образования на украинском языке. Это ваш язык вымирает, а украинский возрождается. В конце концов, это вы молчаливая рабочая сила для Москвы, а украинцы живут и работают для своей собственной страны и для своего народа. Это вас скоро не станет.

Просто откройте глаза, и сравните свое положение, и их. Поймите, что все то, что имеют украинцы, вправе иметь каждый народ, и мы, чуваши, в том числе. Вы не хотите видеть, куда наше правительство ведет свою политику. Через несколько лет, Чувашии не станет, ее соединят с какой - ни будь областью, а вы только еще больше обозлитесь на украинцев, за их свободу. Мы теряем элементарные признаки нации, в то время как украинцы уже почти поставили свою на ноги.

Может это будет немного циничным (а может и нет), но я скажу. Украинцы, за все время революции, в отчаянной борьбе потеряли 80 жизней, получили то, к чему стремились и встали на пути к независимому национальному государству с народным правительством. Чуваши, за последние 25 лет своего существования, потеряли 410 тысяч своих соплеменников, и получили запущенный процесс губернизации своей республики, поддерживаемый республиканским правительством, и последующее сокращение своей численности.

Просто осознайте все эти очевидные вещи. И помните, что в этом мире уважают и ценят только сильных и смелых.

Таких, как украинцы.

vepdui: (Default)
"Ведомости" опубликовали любопытную редакционную колонку. В кои то веки российские экономисты исследовали реальность малого города Севера России. И получилось, что похожие по количеству и составу населения городки без промышленной сферы тоже могут отличаться друг от друга.

1_20110310_1731063228
Патриархальный Кологрив: промышленности нет, сфера услуг тоже не развита. Фото komandirovka.ru

Недостаток реальных данных о социально-экономическом развитии регионов остается гигантской проблемой. Я с этим сталкиваюсь каждый день. Это, конечно, точечное исследование. Но выводы говорящие.

Позитивный вывод: в малых городках с развитым туризмом экономическое поведение людей меняется на цивилизованное.

Постиндустриальная занятость - туризм - для малого города может быть драйвером качественных изменений. Потому что изменения в ментальности - всегда качественные.

Негативные выводы:

1. Кредиты все больше теряют роль инструмента для развития экономики и удовлетворения спроса на крупные покупки и становятся способом поддержки повседневного потребления.

2. Все чаще кредиты берут малообеспеченные граждане, не способные своевременно платить по долгам.

Григорий Юдин и Иван Павлюткин из ГУ-ВШЭ изучили модели возникновения задолженности и поведения должников, опросив несколько сотен жителей в двух малых городах — Кологриве (Костромская обл.) и Мышкине (Ярославская обл.).

Авторы отмечают, что половина жителей обоих городов имеют долги. Различия — в их формах.

Обитатели патриархального Кологрива берут деньги у друзей, знакомых и даже продукты в долг в магазинах. В Мышкине, где развит туризм, жители пользуются услугами банков и микрокредитных организаций. Авторы отмечают похожую модель поведения в обоих городах: возврат долгов жители считают обязательным, но 50% пользователей займов задерживают их выплату. В Кологриве земляки и владельцы магазинов соглашаются ждать, мышкинцы чаще сталкиваются с взысканием долгов через институты — суд и коллекторов.

94347
Перезапустивший себя с помощью туризма Мышкин. Фото pics.photographer.ru

Ситуация в Мышкине и Кологриве отражает проблему высокой долговой нагрузки малообеспеченных жителей России. По данным мониторинга доверия финансовым институтам и финансового поведения населения, кредиты за последние три года брали 54% жителей малых (с населением менее 10 тыс. человек) городов и 38% жители городов-миллионников.

При этом обыватели из глубинки чаще берут два и более кредита и в 2,5 раза чаще (23% против 9%) имеют просроченный долг. Эти сведения подтверждают и социологи. По данным исследования Института социологии РАН и Фонда Фридриха Эберта «Бедность и неравенство в современной России: 10 лет спустя», доля людей с низкими доходами, имеющими долги по кредитам, выросла с 2003 по 2013 г. с 4 до 22%. Долги малообеспеченных граждан вызваны низкой зарплатой, слабой финансовой грамотностью в сочетании со стремлением повысить свой социальный статус за счет покупки дорогостоящих товаров и услуг. Однако свою долю ответственности несут и банки, которые перекладывают обслуживание сомнительных кредитов на добросовестных плательщиков.

Стремление «жить лучше и веселее» оборачивается для малообеспеченных россиян падением уровня жизни, который не учитывается официальной статистикой (прожиточный минимум не включает платежи банкам), что может обернуться ростом депрессий, социального напряжения и проблем для казны.

vedomosti.ru

Может быть читатели моего блога вспомнят еще какие-либо интересные исследования по малым городам России? Буду признателен

vepdui: (Default)
Во вторник, 25 февраля 2013 года, Госсовет Удмуртии отклонил законодательную инициативу об обязательном преподавании удмуртского языка в школах. В этот день я присутствовал на встрече лидеров отельного и туристического бизнеса в российских регионах.

Зашла речь об Удмуртии. Бизнесмен-отельер, управляющий российского сектора одной из глобальных отельных сетей, сразу оживился. Да, у нас в Ижевске отель, очень перспективный регион, такие туристические бренды: Калашников, Чайковский; надо развивать туда туризм, - говорит.

И все становится понятным. Если даже продвинутый российский бизнес, готовый развивать Удмуртию, а не выводить свои активы в оффшоры, ассоциирует пермско-финскую республику только с Калашниковым и Чайковским, то совершенно понятно, почему депутаты Госсовета запросто отклоняют поправки о родном языке.

i2J69GmOqW0

И Калашников со своими автоматами, и Чайковский - абсолютно не удмуртские бренды. И даже их широкая известность и узнаваемость никак не способствует этнической модернизации удмуртского народа. Они продвигают очень специфичный образ Удмуртии.

Если Чайковский достаточно нейтральный символ, но все равно связанный с классической русской культурой, то Калашников и его калаши прямо ассоциируются с агрессивной, военной политикой СССР. С миролюбивым и креативным характером удмуртов орудия массового убийства людей сочетаться не могут.

В глазах людей Удмуртская Республика остается заповедником военно-промышленного комплекса, местом проживания классического русского композитора, ну да, и каких-то сельских удмуртских бабок из Буранова.

А настоящая Удмуртия (Удморт Элькун) - другая. Национальный образ и бренд надо развивать и продвигать.

vepdui: (Default)
Сегодня, 25 февраля Госсовет Республики Удмуртия отклонили поправку об обязательном изучении удмуртского языка в школах. 7 депутатов было "за", 57 - "против".

Опять те же песни от депутатов о нешироком использовании языка, опять желание спрятать голову в песок - когда-нибудь потом внедрим, мы не готовы.

Русификация удмуртских детей продолжается.

vepdui: (Default)
Владимир Путин подписал указ «Об исполняющем обязанности губернатора Ненецкого автономного округа». Губернатор НАО Игорь Федоров отправлен в отставку, временно исполняющим обязанности главы региона назначен Игорь Кошин.

koshin_nemtsov

Игорь Кошин (второй слева) на встрече Бориса Немцова (третий слева) в аэропорту Сыктывкара, апрель, 1998 год. Фото блог-площадки 7х7

49-летний И.Федоров, уроженец Лешуконского района Архангельской области, окончил Архангельский государственный лесотехнический институт по специальности «Электроснабжение промышленных предприятий, городов и сельского хозяйства», после чего много лет проработал в сфере энергетики региона. С сентября 2008 года — заместитель губернатора Архангельской области по вопросам топливно-энергетического комплекса и ЖКХ. 24 февраля 2009 года возглавил администрацию Ненецкого автономного округа.

Игорь Кошин родился в 1974 году в Усинске, Республика Коми. Среднюю школу окончил уже в Нарьян-Маре в 1991 году. Окончил в 1996 году Сыктывкарский госуниверситет по специальности "управление производством" ("экономист"), в 2003 году - Коми республиканскую академию государственной службы и управления ("юрист").

"Какое-то время [по окончании СыктГУ. - прим. ред.] работал в Сыктывкаре, у меня здесь очень много друзей. В 1999 году я вернулся на свою историческую родину, в Нарьян-Мар. Там я занялся политикой", - цитирует слова И.Кошина ИА "КомиОнлайн".

А вот как излагает этот этап его биографии выходившая одно время в Сыктывкаре газета "Зырянская жизнь": И.Кошина в конце 1990-х годов работал в Коми республиканском фонде «Ресурсы Севера», занимался бизнесом, связанным с ценными бумагами. Весной 1999 года был избран председателем политсовета Коми регионального отделения движения Бориса Немцова «Россия молодая». Однако осенью того же года переехал в Нарьян-Мар, где возглавил некоммерческую организацию "Союз геологов и нефтяников Севера". В 2001 году был избран депутатом Собрания депутатов НАО, получив наибольшее число голосов избирателей по многомандатному избирательному округу. И.Кошин принимал активное участие в создании Ненецкого регионального отделения партии "Единая Россия", в марте 2002 года был избран секретарем политсовета Ненецкого РО ВПП "Единая Россия".

В феврале 2005 года принял участие в выборах губернатора НАО и вышел во второй тур, где набрал 30 процентов голосов, уступив кандидату от нефтяной компании "ЛУКОЙЛ" Алексею Баринову (тот набрал 48,6 процента голосов). Однако уже в марте 2005 года И.Кошин стал председателем Собрания депутатов НАО. С февраля 2012 года представлял СД НАО в Совете Федерации РФ (подтверждены полномочия).

ea1b5e170c6fc8b2ff4519d1a22a123b
Игорь Кошин. Фото Izvestia.ru

Кошин неоднократно говорил о том, что при укрупнении регионов и для оптимального решения социально-экономических задач НАО выгоднее объединяться с Коми республикой, нежели с Архангельской областью, составной частью которой является округ.

Однако, приобретя опыт на одном из ключевых постов в органах власти НАО, он стал высказываться осторожнее. Так, летом 2009 года, в разгар экономического кризиса, И.Кошин заявил в ходе поездки в Сыктывкар: "Любой разумный человек посмотрит те геополитические факторы и скажет, что в них есть доля истины. У нас общая река, общая Тимано-Печора (Тимано-Печорская нефтегазоносная провинция), у нас общее население. В то же время, сегодня я бы не хотел касаться темы объединения по многим причинам. Объединение возможно и нужно там, где это приведет к реальному улучшению жизни. Сегодня несколько иные задачи и проблемы — все заняты преодолением последствий мирового экономического кризиса... Но, я могу сказать, что я очень люблю республику Коми, Сыктывкар, отношусь к ним с большим трепетом".

По материалам Finugor.ru

И вот первая новость о Кошине в ранге главы Ненецкого округа - Ненецкий автономный округ покидают архангельские чиновники

По информации «Известий», 5 из 8 заместителей губернатора написали заявления об отставке в день оглашения указа Владимира Путина. Как сообщил источник в администрации округа, все они являются выходцами архангельской элиты и прибыли в регион с подачи Игоря Федорова. По его словам, только один замгубернатора НАО по делам коренных малочисленных народов Юрий Хатанзейский назначен из местной элиты. Источник не исключил, что команда будет заменена полностью.

По материалам Izvestia.ru

vepdui: (Default)
В Финно-угорском этнокультурном парке начали преподавать коми этногимнастику. Пока в помещении и называют это сочетанием фитнеса с традиционными движениями коми охотников. Но мы ждем, ждем появления коми йоги на снегу и медитации в зимнем лесу.

Во время изучения простейшей хатха-йоги я несколько раз практиковал ее в походе, на высоких берегах мерянских рек. Незабываемый опыт, так что коми - молодцы)

yogaDAY7
Так может выглядеть коми йога. Фото bexlife.com

Суть этногимнастики - в органичном сочетании современного фитнес-направления с элементами народно-бытовой, охотничьей деятельности предков коми народа. Как пояснили в культурно-досуговой службе этнопарка, популярные течения фитнеса и аэробики помогают переосмыслить традиции предков и подать их в современном преломлении.

- Тибетская гимнастика насчитывает тысячелетия, однако и наши предки умели поддержать себя в отличной форме, ведь они оставались добытчиками до глубокой старости, - подчеркнул художественный руководитель Финно-угорского этнокультурного парка Юрий Шибаев.

Разработчиком методики стала сотрудник этнопарка, знаток национальных традиций, носительница коми языка, профессиональный хореограф, жительница расположенного рядом с парком села Ыб Ольга Чабанова, которая долгое время руководила ыбским Домом культуры.

- Движения наших предков-охотников были отточены, направлены на выполнение конкретного функционального действия и влекли за собой особого рода координацию, благополучный тонус всего организма, - отметила Чабанова.

Благодаря разработанной методике женщина намерена привести в хорошую спортивную форму прежде всего своих коллег и односельчан. Однако в группы уже записались первые желающие, готовые приезжать на необычный фитнес из Сыктывкара.

По материалам ethnopark-rk.ru

yogasnow
Снежная йога. Фото yogavibes.com

vepdui: (Default)
Оригинал взят у [livejournal.com profile] varfolomeev в Братья?

Конечно, никакие мы с украинцами не братья.

Я не про тёплые искренние чувства, которые многие из нас взаимно друг к другу испытывают. Я про распространённый бред, который на протяжении столетий всерьёз навязывали поэты, государственные деятели и разного рода учёные мужи про два якобы братских народа.
Ну посмотрите сегодня на украинцев и русских, на Киев и Москву, и скажите: много ли у нас найдётся общих черт?

Если по какой-то случайности взращивать в одном гнезде орла и пингвина, разве они от этой вынужденной близости станут братьями? Один, как только подрастёт, гордо взмоет в небо, отвоёвывая себе право на свободный полёт, а другой так и будет робко прятаться в утёсах. Такова их природа.

Мы с украинцами, тоже в разное время пожившие под одной крышей, которую кое-когда и строили вместе, даже не сводные братья, а, кажется, совершенно чужие люди. С разными генами. С разной исторической памятью. И, видимо, с совершенно разным будущим.

P.S. от Дидуса Вепдюя. И не грустил бы так либеральный публицист Владимир Варфоломеев, если бы знал, что русский народ вырос из финно-угорского субстрата. Да, мы другие. Политическая культура совсем иная - мой пост о разнице в публичном выражении протеста. Всё другое.

vepdui: (Default)
Случайно увидел по каналу "Мир путешествий" документальный фильм "Люди воды. Поморы" о поморском селе Койда на берегу Белого моря. Впервые за много лет, десять, наверное, точно - вижу качественное, вдумчивое, не короткое и спокойное документально кино на этнографическую тему. Снятое российскими документалистами. Напомнило работы 1980-х, когда делали такие же большие по хронометражу и обстоятельные картины, и снимались они хорошо.

Еще правильно, что идут от людей, а не от истории, технологии рыбной ловли или еще чего-то. Реальные человеческие истории, они всегда интересней. Смотрите, рекомендую


Качество не очень, но смотреть можно

А теперь другая история на закуску

Один фотограф поехал на Белое море делать пейзажи для альбома

Альбом был посвящен старообрядцам, так что ему надо было этих старообрядцев сфотографировать. Решили сделать коллективный снимок всей деревни, благо она небольшая. А старообрядцы фотографироваться страсть как не любят, даже на паспорт. Но уговаривали-уговаривали, уламывали-уламывали, насилу уговорили.

Вытащили на берег моря лавки, чтобы молодёжь на них стояла, а старики сидели, собрали детишек по избам. Ну, выстроились они, наконец, на этой конструкции, фотограф ставит аппарат на штатив, и тут самые зоркие в первом ряду видят на нём надпись Nikon. И все молча расходятся.

Источник exler.ru

vepdui: (Default)
1607011_750601804953057_1929552629_n

Фото с продовольственной выставки в Москве (фото Uralistica). Удмуртию представляют удмуртские красавицы в современных удмуртских платьях. Это считается круто, современно, позитивно.

Почему национальное платье - здорово и все гордятся, а изучить свой национальный язык в школах - не круто, и чиновники как завороженные повторяют мантру: рано-рано-рано. Удмурты уже в городе, они уже - современные жители городов и в глобальный мир вписаны через свои финно-угорские связи получше русских республики.


vepdui: (Default)
Оригинал взят у [livejournal.com profile] geo_petrovich в Мы поедем - мы помчимся, как олени утром ранним....
Кхм.

Давненько тут не было постов из бессмертной рубрики "Саам Олень Страдать".

Конечно, ясно, что фактически всё человечество страдает в эти дни совсем другим. Но и в нашей сфере прогресс не стоит на месте ! Вот, смотрите, что открыли миру британские ямальские учёные :
----------------------

В ямальском Научном центре изучения Арктики разработали эксклюзивный северный фаст-фуд.

Ученые Научного центра изучения Арктики презентовали арктический фаст-фуд «Ямальская тюря». Пищевая разработка состоит из обеда быстрого приготовления. В него входят - индивидуальная порция сухариков из бездрожжевого теста на основе сфагнума (род мха из которого образуется торф) и пакетик соуса на основе ягеля и других растений региона, передает ГТРК «Ямал».

Отметим, что название «Ямальская тюря»; является экспериментальным. Согласно инструкции, перед употреблением обед необходимо залить кипятком и подождать несколько минут до готовности продукта. Как отмечают ученые, блюдо помогает восстановить силы после физических и умственных нагрузок. Кроме того, «ямальская тюря» способствует нормализации пищеварения, не содержит сои, консервантов и генетически модифицированных организмов.

Источник : Арктика-Инфо, Фото : ГТРК Ямал
------------------------------------

Теперь ждём с нетерпением информации о наборе добровольцев, готовых на себе испытать чудесные действия этого прекрасного достижения науки !

vepdui: (Default)
Московский этнолог и знаток финно-угорских культур Александр Трифонов прочитал лекцию о дизайнерском стекле Финляндии на "Блошиной сходке" 8 февраля.

suomi_glass

Европейский блошиный рынок одного дня в формате выставочного зала с конца 2013 года проходит каждую вторую субботу месяца в Государственном выставочном зале "Пересветов переулок" под патронатом департамента культуры Москвы. Это арт-рынок предметов европейского, американского и российского винтажа и антиквариата. Здесь можно не только приобрести предметы винтажа и антика, но и прослушать лекции по различным вопросам коллекционирования предметов старины и винтажа. В феврале "Блошиная сходка" была посвящена грядущему Дню всех влюбленных 14 февраля.

Вначале участники лекции узнали, что исходные условия для развития стекольной промышленности Финляндии и России были похожими. Но после революции 1917 года Советская Россия развивала лишь промышленный дизайн, в то время как в Суоми в 1930-е годы стали появляться дизайнеры стекла, работавшие на частные стекольные предприятия. Так начинался финский дизайн стекла.

В 1936 году, рассказал А.Трифонов, всемирную известность получила ваза Финляндия дизайнера и архитектора Алвара Аалто. Своей формой она напоминала "волну" - так переводится с финского фамилия Аалто, имитировала идеальный берег финского озера.

С самого начала и по сей день финский дизайн стекла черпает вдохновение не только в строго геометрических формах, как его собратья в Швеции и Дании, но и обыгрывает финские природные стихии и объекты: лед, снег, камень, воду и дерево, сообщил этнолог.

Финское арт-стекло XX века следовало в тренде органического дизайна, что сильно отличало его не только от скандинавских аналогов, но и от остальных европейских стран-производителей. До 1980-х годов дизайнерское стекло производилось вручную, а имена дизайнеров были известны всей Финляндии.

К началу XXI века массовое производство арт-стекла закончилось. Оно стало предметом коллекционирования. К примеру, оно очень модно в Северной Америке, переживающей сегодня интерес к природным формам дизайна, отметил А.Трифонов.

Finugor.ru

vepdui: (Default)
Не секрет, что в старинных городах и селах России многие достопримечательности находятся в аварийном состоянии. Многие места могли бы стать очень привлекательными для туристов, но пока в них не вкладываются деньги в реконструкцию. Тем не менее, на один раз, чтобы посмотреть, я по таким уголкам ездить люблю.

А вы готовы ездить по развалинам, только потому что это Россия. Готовы ли вы возвращаться в те или иные места, даже если там ничего не восстанавливают?

Вот примеры памятников, которые меня поразили будучи в аварийном состоянии. Но вот поеду ли смотреть второй раз - вряд ли.

IMG_4708
Полуразрушенный, но все равно интересный уникальный памятник - единственный уцелевший вне монастырей свечной заводик. Село Вохма Костромская область


SAM_1494
Воскресенская церковь в урочище Бовыкино бывш. Макарьевского уезда Костромской области. 1796 год

vepdui: (Default)
Казахстан может быть со временем переименован в "Казах ели" ("Страна казахов"), сказал президент республики Нурсултан Назарбаев в четверг в ходе посещения Атырауской области.

Марий Эл, Казах ели - марийское государство, казахское государство. Слово из тюркских языков. Марийцы - самые близкие тюркскому миру финно-угры


OTDTMIjFWLc

"В названии нашей страны есть окончание "стан" — как и у других государств Центральной Азии. В то же время иностранцы проявляют интерес к Монголии, население которой составляет всего два миллиона человек, при этом в ее названии отсутствует окончание "стан". Возможно, надо рассмотреть со временем вопрос перехода на название нашей страны "Казах ели", но прежде следует обязательно обсудить это с народом", — цитирует Назарбаева пресс-служба главы государства.

РИА Новости

vepdui: (Default)
Оригинал взят у [livejournal.com profile] rambovec в Первый русский олимпиец - финский диверсант (18+)


"Мы с вами хорошо понимаем, все хотим, чтобы у России были большие, яркие спортивные победы. Такие события нужны для поддержания силы духа и патриотических чувств наших граждан, для укрепления престижа страны за рубежом и, главное, для продвижения ценностей активного, здорового образа жизни, чтобы спорт стал выбором миллионов наших граждан, прежде всего, конечно, молодых людей".
По материалам российской печати, в сокращении.
футбол 1912

Соколов Петр Петрович (16 (28 ) февраля 1891, Санкт-Петербург — 11 мая, 1971, Энчепинг) — футболист, крайний защитник сборной России. Выступал за клубы «Удельная» (Санкт-Петербург) и «Унитас» (Санкт-Петербург) до 1917 года. За сборную России провёл 4 матча (в том числе 2 матча — за олимпийскую сборную России). За сборную России сыграл в 1 неофициальном матче против Англии. Участник Олимпийских игр 1912 года.

Во время Первой мировой войны поступил в 3-ю Петергофскую школу прапорщиков, которую закончил в 1917 году. В звании старший портупей-юнкер был оставлен при школе. Произведен в прапорщики. Ярый монархист. По данным финской сыскной полиции (ВАЛПО) в 1917 году служил в русской военной контрразведке в районе Торнио (север Ботнического залива). С августа 1918 года присоединился к белогвардейской организации, связанной с английской разведкой. В период с 1918 по 1922 годы работал на английскую разведку.

Хорошо образованный и физически выносливый русский прапорщик явно приглянулся англичанам. На пароходе его отправили в Стокгольм, а затем в Гельсингфорс (Хельсинки), где опытный резидент британской разведывательной службы Mi 1 C " в Финляндии, позже SIS ("Seckret Intelligence Service"), капитан Эрнст Бойс предложил П.П.Соколову продолжить свою тайную курьерскую деятельность, поддерживая связь между разведпунктом, расположенным в приморском финском Териоки (Зеленогорск), и резидентом-нелегалом в Петрограде Полем Дюксом, появившимся в городе в ноябре 1918 года с документами прикрытия на имя сотрудника ВЧК Иосифа Аференко, известного под оперативным псевдонимом "ST-25".

Здесь-то и пригодилось Соколову многолетнее увлечение спортом. В течение всего 1919 года он не один раз, рискую жизнью, переходил или переплывал на катере советскую границу, доставляя на ту сторону Финского залива инструкции для Дюкса и возвращаясь назад с добытыми разведчиком сведениями. По просьбе англичан в качестве проводника он переправлял в Петроград и обратно нужных им людей. Когда же чекисты напали на след Поля Дюкса и над его головой нависла реальная угроза ареста, бывший защитник сборной России, получивший у своих хозяев оперативный псевдоним "Голкипер", вывел британского резидента в Финляндию буквально изпод носа у Петроградского ЧК. Благополучное вызволение из большевистской России Дюкса, безусловно, добавило П.П.Соколову авторитета перед англичанами. Не случайно в начале 20-х годов он становится ближайшим помощником у сотрудника резидентуры английской разведки в Финляндии Николая Бунакова. Одновременно на него возлагается руководство нелегальным разведпунктом в Териоки. Обосновавшись в этом портовом городке на целых десять лет, П.П.Соколов в 1923 году создает здесь футбольную команду из числа русской эмигрантской молодежи.

В 20-е годы агенты, подготовленные П.П.Соколовым, как, впрочем и он сам, многократно переходили советско-финскую границу. Не случайно одними из самых активных ходоков на территорию СССР стали бывшие футболисты, одноклубники Петра Соколова по питерскому "Унитасу" - Антон и Георгий Хлопушины. И если первому его тайные путешествия удачно сошли с рук, то второй был все же арестован контрразведчиками ОГПУ в 1927 году в Одессе и оказался в центре крупного шпионского скандала. Он был захвачен чекистами во время операции по связи с давним английским агентом, служащим Совторгфлота Альбертом Гойером.

Во время Кронштадского мятежа (март 1921 года) снарядил обоз с мукой и сопровождал его до Кронштадта. С 1923 года практически возглавлял контрразведку русской эмиграции в Финляндии. Выявлял агентов ОГПУ. Один из активных членов РОВСа в Финляндии. В 1927 году после процесса над 26-ю англо-финскими шпионами в Ленинграде, по требованию советских властей, вынужден был покинуть Териоки и обосноваться в Перкьярви (ныне - Кирилловское). ОГПУ неоднократно пыталось (через родственников) склонить его к сотрудничеству, но получало неизменный отказ. В конце 1930 года выехал в Гельсингфорс. Работал на табачной фабрике "Фенния", грузчиком. Находился под пристальным присмотром и опекой финских властей. С 1936 года гражданин Финляндии.

В 1940 году бывший питерский футболист - в отделе пропаганды Главного штаба финской армии. С началом Зимней войны в звании капитана служил в отделе пропаганды Главного штаба финской армии под командованием майора Калле Лехмуса. Ежедневно на радио звучал его голос "Говорит Финляндия!". Обрабатывал и зачитывал сводки с линии фронта. Редактировал газету для военнопленных "Северное слово" (до сентября 1944 года).

Если суммировать характеристики, которые они дали ему на допросах, вырисовывается довольно колоритный образ бывшего защитника сборной России по футболу: "Как антисоветский деятель Соколов пользовался большим авторитетом в высших финских кругах... Честолюбивый, властный, жестокий, двуличный человек, способный на любые деяния ради своих интересов... Хороший актер в жизни. Умеет представлять из себя добродушного, веселого, компанейского человека. Хитрый, опасный и сильный враг... Пользовался большой популярностью среди эмигрантской молодежи, знавшей его только с одной стороны, как боксера, борца, тяжелоатлета и отличного футболиста. Организовывал эмигрантскую молодежь в спортивные, театральные и хоровые кружки, при этом сам имел хорошо поставленный голос... Тщательно конспирирует свою личную жизнь и семейное положение... Спиртные напитки употребляет умеренно, женщинами не увлекается... Всегда имеет при себе пару браунингов, хороший большой нож и морскую свайку...". Помимо работы в абверовских разведшколах, Петр Соколов активно включился и во "власовское" движение. В этой связи он неоднократно ездил в Германию, где встречался с самим руководителем "Русской освободительной армии" (РОА) генералом А.А. Власовым, от которого получил назначение возглавить Северное отделение РОА. Практическая деятельность Соколова на этом поприще заключалась в поездках по лагерям советских военнопленных для агитации добровольцев в подразделения власовской армии.

Неоднократно выезжал в лагеря советских военнопленных на территории Финляндии и Карелии. Призывал к борьбе против большевизма, участвовал в подборе кадров для заброски в тыл СССР. Его псевдонимы: "Кольберг", "Симолин", "Соколовский". Преподавал в разведшколах разные дисциплины (методы работы НКВД, например). Бажанов - бывший личный секретарь Сталина, встречался с ним в Гельсингфорсе и пытался склонить его к сотрудничеству с власовским движением (на предмет подготовки разведкадров), но из этого ничего не получилось. С выходом Финляндии из войны в сентябре 1944 года тайно покинул Финляндию (был одним из первых в списках СМЕРШа и комиссии Жданова)и через север перебрался в Швецию. Обосновался в Энчепинге (в часе езды от Стокгольма на север), где работал в местном спортивном клубе. Женился на шведке Ютте Салин. От брака родились двое сыновей (в первом были рождены три дочери). Умер в 1971 году от опухоли мозга в возрасте 80 лет и был похоронен на кладбище в пригороде Стокгольма Энчепинге. Но на его могильной плите вы не увидите красивой и звучной русской фамилии "Соколов", вместо нее там значится скромная шведская "Peter Sahlin".



vepdui: (Default)
"Новая газета" написала откровенную статью о Сыктывкарском и Воркутинском епископе Питириме (Волочкове): о его возможной сексуальной ориентации и том, как это влияет на религиозную обстановку в Коми. За два дня ее только на сайте федерального издания прочло 60 тыс. человек.

Я уверен, что подобные публикации должны появляться. Православная церковь - одна из влиятельнейших общественных организаций России. Ее проблемы не могут быть только ее внутренним делом. Тем более, когда речь идет об организации, претендующей на роль духовного лидера народов России.

Не так давно католическая церковь публично начала очищать свои ряды от священства, замешанного в скандалах на сексуальной почве, и каяться за эти грехи. Этот вектор кажется правильным.



1391518721
Епископ Питирим


Поет о благоухании

Читать статью целиком )

vepdui: (Default)
В Петрозаводском городском суде судили женщину. Врача с 45-летним стажем. Ее обвиняли в хищении, сговоре и распространении психотропных веществ. Приставы в черном сели по краям лавок, готовые сразу после объявления приговора взять осужденную под стражу. Прокурор требовал для нее 6 лет строгого режима… Размер хищения составлял 4 рубля 72 копейки. Виновником этого торжества Фемиды был некастрированный кот.

Doctor_cr2
Фото gubdaily.ru

Кот попутал

История началась в декабре 2010 года. Во время очередной операции в петрозаводском роддоме после введения пациентке наркоза в шприце осталось немного кетамина. Анестезиолог Эльвира Гапковская убедилась, что глубина наркоза уже достаточна, и попросила медсестру приостановить введение этого вещества. Последние несколько лет кетамин в нашей стране отнесли к разряду психотропных препаратов, он подлежит строгому учету, и по правилам его остатки должны быть утилизированы. Что, в общем-то, Эльвира Леонидовна и собиралась сделать, но тут вспомнила, что одна из ее коллег просила, если возможно, оставить при случае немного лекарства для кастрации ее кота. Этот препарат, действительно, во всем мире широко используется именно в ветеринарии. Учитывая, что кетамина в шприце оставалось очень мало, и он уже все равно был смешан с кровью пациентки, Гапковская решила помочь хозяйке кота. Она попросила медсестру не выбрасывать шприц. Та добросовестно обернула его салфеточкой, прилепила к нему пластырь, честно надписала: «Кетамин для кота» и оставила в палате.

Через месяц в роддоме объявился Наркоконтроль. Борцы со злом уверенным шагом направились в ординаторскую, подошли к холодильнику и изъяли оттуда шприц. Как потом объяснила хозяйка кота, кастрацию отложили, вот она и не спешила уносить лекарство из больницы.

— Работники Наркоконтроля сначала успокаивали меня и говорили, что я ничего страшного не совершила, — говорит Гапковская. – Следователь Кныш во время нашей первой беседы сразу сказал, что дело яйца выеденного не стоит. Я еще пошутила, что, мол, кошачьего? Он посмеялся. А потом мне стали вменять хищение, сговор и сбыт.


Read more... )

vepdui: (Default)
Новость: Фольклорный коллектив Поликультурного центра "Валдоня" (эрзя и мокша) примет участие в Международном фестивале творческих коллективов "Шалом, Израиль" в феврале-марте 2014 года

Крепнут, крепнут финно-угорско-еврейские связи! Когда финно-угры и евреи соединятся, остальным мало не покажется)


1493177_617602788311994_65011220_n

1534881_617586474980292_972341293_o

Profile

vepdui: (Default)
vepdui

March 2014

S M T W T F S
      1
234 5 6 7 8
9 10 11 12 131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Syndicate

RSS Atom

Page Summary

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Sep. 20th, 2017 04:37 pm
Powered by Dreamwidth Studios